Источником чего было Мировое Древо у славян? Каково значение оберега и как его сделать? Мировое древо жизни в славянской мифилогии

Содержание
  1. Дерево жизни в славянской мифологии
  2. Совместимость с другими оберегами
  3. Звезда Сварога
  4. Символ рода
  5. Якорь
  6. Что символизирует дерево у разных народов
  7. Хаос и Космос
  8. Как сделать амулет своими руками
  9. Как сделать кулон дерева жизни
  10. Как сделать семейный оберег
  11. Из каких миров состоит Иггдрасиль
  12. Небесные миры
  13. Асгард
  14. Ванахейм
  15. Льюсальфхейм
  16. Средние миры
  17. Мидгард
  18. Ётунхейм
  19. Муспельхейм
  20. Подземные миры
  21. Нифльхейм
  22. Свартальфхейм
  23. Хельхейм
  24. Значение талисмана и его функции
  25. Символ оберега и его значение
  26. М ировое дерево в славянской мифологии
  27. Мировое Древо – центр Вселенной
  28. Кому подходит амулет и как его сделать
  29. Сказки
  30. Мировое древо в различных культурах
  31. Модель мира древних египтян
  32. Древо с острова Буяна
  33. Изображение на предметах и оберегах
  34. В традициях и ритуалах
  35. С мысловая нагрузка образа мирового дерева
  36. Влияние образа на быт славян
  37. Обращение к оберегу в заговорах и славянских обрядах

Дерево жизни в славянской мифологии

Мировое Древо было центральным звеном в славянской мифологии. Оно считается центром древнеславянского мироздания. Соединяет мир людей с миром богов. Ветвями достает до неба, а корнями уходит под землю. Непонятные нам сегодня языческие верования требуют объяснений, источником чего было в славянской мифологии Дерево Мира.

Высоко, над облаками ветки дерева образуют остров. На нем находится рай славян — Ирий. Правит там бог Сварог. Под землей, куда уходят корни древа, находится Мир мертвых. Управляют им Чернобог и его супруга Морана. Вот такие глубокие по смыслу жизни, но немного пугающие картинки представлялись нашим славянским предкам.

Древо Мира было связующим звеном между Миром мертвых, земной жизнью и раем. Оно же было центром и основой жизни. Это и лестница в небо, и дорога в преисподню.

В качестве Мирового Дерева славяне изображали дуб, явор, калину, ель, сосну, яблоню.

В славянском фольклоре Древо росло на острове Буяне, на Алатырь-камне, который сам по себе считался центром Земли. По преданиям в ветвях дерева жили светлые боги, а под корнями — темные.

Древо Мира можно увидеть в вышивках, росписях, орнаментах. Нашло оно свое отражение в мировой художественной культуре. В творчестве художников Дерево могло выглядеть вполне реалистично: с густой зеленой кроной — символ жизни, высохшее с голыми ветвями — символ смерти. Вокруг него могли располагаться боги, воины, герои.

Древо стало частью славянских рун — вертикальная палочка с тремя устремленными вверх черточками. Еще оно представлялось в виде женщины с поднятыми руками и кружащимися птицами. Это самые упрощенные и стилизованные картинки изображающие Дерево Жизни.

Совместимость с другими оберегами

Действие амулета усиливается в паре с другими оберегами:

Звезда Сварога

Талисман приносит здоровье, удачу, Дерево жизни разносит их по телу и наполняет его энергией. Звезда Сварога- это мужской оберег. Его используют только для мужской половины семьи. В их власти распорядиться мощным потоком энергии и грамотно его распределить.

Символ рода

Взаимодействие двух оберегов создает мощный защитный фон, чтобы сохранить и приумножить семейное благополучие. Божественное начало усиливает помощь предков. Дом будет защищен от болезней, разорения, скандалов, зависти и измен.

Якорь

Изображение Дерева жизни с якорем предназначались мореплавателям. Жены дарили своим мужьям-морякам двойные обереги для того, чтобы путешествие было безопасным, а дорога домой без препятствий. Дерево в данном контексте носит женское начало. Оно обеспечивает питание, крышу над головой, защиту от болезней и поддержку в трудную минуту.

Что символизирует дерево у разных народов

В других культурах описание дерево жизни крайне похоже на славянское. Это всегда нечто живое, неподвластное разуму человека, что-то оказывающее на него ощутимое влияние.

Во многих культурах его образ символизирует взаимосвязь трех миров – мира мертвых, живых и мира богов.

Еще одно значение, которое схоже с другим символом, Древом знания – это рождение, жизнь и смерть человека.

В кельтской культуре дерево жизни представлялось как мировое древо, величавшееся Иггдрасиль, и оно было центром всего мира. Кельтские мифы рассказывают, что на каждой из четырех сторон мира растет по священному дереву, а в центре произрастало пятое, древо мира.

На изображениях дерева жизни корни и ветви находятся в круге – это символ вечной, непрерывной жизни. Дерево жизни у кельтов символизирует связь небес и мира мертвых и всех форм жизней. Интересно, что даже множество крестов у кельтов имеют схожие черты с мировым древом.

В Древнем Египте дерево жизни ассоциировалось с именем богини с Иусат – проводником между миром живых и подземным миром. Богиня часто изображалась с акацией в руках.

В Персии мировое древо считалось символом плодородия и самой жизни, а, кроме того, бессмертия, которое интересовало средневековых алхимиков, находящихся в поисках философского камня.

У древних армян были популярны изображения дерева жизни на крепостях и на воинских доспехах.

Ассирийское древо олицетворяло связь с богами, и потому обрело почтение у жрецов.

Хаос и Космос

Этот образ всегда играл роль организатора мирового пространства. Все знают, что такое беспризнаковый и беззнаковый хаос, как он противостоит упорядоченному космосу. Космогония описывает организацию и становление мира как создание бинарной оппозиции «земля-небо», для чего и потребовалась некая космическая опора, коей и явилось Дерево мировое, после чего пошли чисто градуальные серии: растения, затем животные, затем люди.

Сакральный центр мира, где появляется Древо жизни, объединяется с его появлением (кстати, этот центр часто дифференцируется — два дерева, три горы и так далее). Дерево мировое стоит вертикально и доминирует, определяя и формальную, и содержательную организацию общей Вселенной.

Оно охватывает всё: корни — подземная жизнь, ствол — земля, её поверхность, ветви — небо. Так и организуется мир — на противопоставлениях: верх-низ, огонь-вода, небо-земля, а также прошлое-настоящее-будущее, предки-мы-потомки, ноги-туловище-голова и так далее. То есть Древом жизни охватываются все сферы жизни во временном, генеалогическом, причинно-следственном, этиологическом, элементном и практически всех остальных ракурсах.

как нарисовать мировое дерево

Как сделать амулет своими руками

Амулет дерева жизни настолько популярен, что продается почти везде. Но лучше всего будет сделанный своими руками, потому как во время процесса ваша положительно заряженная энергетика будет переходить в талисман, и он будет наделен прочной силой.

Оберег с этим символом может быть представлен в разных формах: кулона, кольца, подвески на браслет. Кроме того, можно сделать вышивку дерева жизни на одежде или на каком-либо другом предмете.

Как сделать кулон дерева жизни

Вам понадобится:

  • кольцо из любого металла (лучше серебро)
  • бусины (бисер или небольшие камешки)
  • проволока

Измерьте сантиметром или любым другим способом объем кольца – это будет длина, на которую мы должны нарезать проволоку.

Разрежьте проволоку на 24 части. Центр каждого куска нужно намотать на кольцо.

Закручиваем части каждого накрученного нарезка на манер косички примерно на ¼. Это будут корни нашего дерева.

Теперь нужно собрать все вместе и закрутить в единый жгут еще на ¼. Здесь будет первое ответвление.

Отбираем 6 проволок и кладем влево на кольцо. Снова крутим основную проволоку, делаем новое разветвление и откладываем вправо.

Нужно сделать еще два отводка, и крона дерева готова. На незакрученные концы проволоки надеваем несколько бусин/камешков и закручиваем их вокруг кольца.

Амулет готов! Его нужно носить у самого сердца. Таким же образом можно сделать и подвеску с деревом жизни на браслет.

ВАЖНО! Нельзя носить несколько талисманов с деревом жизни одновременно.

Как сделать семейный оберег

Вам понадобится:

  • кольцо или ивовая веточка
  • зеленые нитки для вязания
  • льняные или толстые джутовые нити

Берем кольцо или формируем из веточки длиной приблизительно 20 сантиметров. Теперь нужно нарезать 9-10 отрезков нитей.

Длину рассчитываем так: диаметр круга х2 с припуском в 10-15 сантиметров. Перекинув отрезки нити посередине, временно закрепляем их на кольце.

Расстояние между нитями должно быть 2-3 сантиметра. Это будет крона нашего дерева.

Формируем ствол. Концы нитей нужно закрутить в один жгут и привязать к кольцу. Остатки нитей, которые будут свисать, станут корнями дерева.

Из зеленой нити делаем пучок из 5-6 складываний и «змейкой» оплетем по «веткам» кроны. Закрепляем концы и обрезаем лишнее.

Семейный оберег готов!

Из каких миров состоит Иггдрасиль

Строение дерева сводится к цикличному взаимодействию девяти разных миров, у которых уникальные жители и энергетика, необходимые для работы Вселенной. Возможность создания гармонии между представителями миров, помогает обретать силу мудрости.

Большое дерево жизни разделяет вселенную на уровни: подземные, средние и небесные. В каждом уровне содержится по три мира, в которых есть свои события и персонажи мифологии Скандинавского полуострова.

Древо жизни что это

Небесные миры

Асгард

Это большой мир полный жизни, света и энергии, который защищён стеной, устремлённой в поднебесье. Асы — это основные жители страны, известные своим взаимодействием с великанами. Асгард славится своими богами войны (Тор, Локи, Один и другие) и хранителями, которые следят и сохраняют порядок по всей Вселенной.

Читайте также:  Зачем нужен браслет из красной нити? Рекомендации, как сплести его своими руками. Как самостоятельно сделать красную нить на руку

Ванахейм

Это светлый и спокойный мир, который является частью мирового дерева. Олицетворяет в себе царство Ванов, которые так же, как и Асы относятся к Богам. Жители представляют собой стражей магии и магических тайн, и несут ответственность за плодородность Вселенной. Ваны способны наделить людей эротической притягательностью и объединить их для продолжения жизни во всей Вселенной. Вода — это знак мира, так как она обладает силой живительного источника для всего древа Иггдрасиля.

Льюсальфхейм

Другое название мира исключительной красоты и радости — Альвхейм, именованный в честь своих обитателей — альвов или эльфов. Их основная задача — в помощь Ванам следить за плодородием природы и даровать способность добиться намеченных целей.

Средние миры

Мидгард

В плоскости средних миров, в Мидгарде обитают смертные люди, которых окружают земля, море, океаны. Мир в ответе за материальные ценности и их физические проявления. Так как главными жителями изображаются люди, то чувство и желание имеют первостепенное значение.

Ётунхейм

Мир, в котором обитают, одни из старейших жителей Вселенной — скандинавские Великаны Ётуны. Они главные противники богов из Асгарда. По преданию, во время борьбы с этим Миром, Бог Асгарда Один потерял глаз, с целью познать тайные знания и постигнуть искусству магических способностей. Ётунхейм обладает библиотекой, в которой сохранились исторические данные о прожитом, текущем и наступающем времени Вселенной.

Муспельхейм

Этот мир был одним из первых двух появившихся миров. Царством вековечного огня обитают огненные великаны, армия из сынов Муспелля, которыми правит Сурт. Это царство включает в себя скопление огненной энергии, состоящей из плазмы и огня, которые славятся нечеловеческой силой разрушения всего живого. Яркий пример этой силы — Рагнарек — конец света и гибель богов в скандинавской мифологии. Однако, сила способна создавать нечто исключительное и величественное.

Подземные миры

Нифльхейм

Вторым миром после Муспельхейм, возник Нифльхейм. Это мир мрака и зимы, который по своим свойствам, полностью противоположен Муспельхейму. Из огня и холода, двух противоположных миров родилось самое первое существо, которое дало жизнь всему остальному. Имя его Имир.

Свартальфхейм

Это нижний мир, в котором проживают гномы или дворфы. Они способны искусно работать кузнецами и мастерами цверги, и при этом обладать абсолютно всеми изобилиями и тайнами находящийся под землёй. Именно тёмные мастера создавали оружие и символы для богов.

Хельхейм

Последний из девяти миров — это царство мёртвых. В отличие от других миров, этот мир одновременно состоит из ничего и всего. Богиня смерти — Хель — правительница, в руках которой сосредоточена жизнь со смертью. Ворота входа в мир защищает и не пускает никого постороннего — цепной пёс Гарм. Мир Хельхейм — это конец Пути всего живого. При попадании в него, раскрывается правда, обо всех скрытных моментах жизни существа, и это невозможно скрыть.

Значение талисмана и его функции

Дерево означало наличие гармонии в сотворении и бытности мира. Все на земле растет, все развивается. Старое уходит в прошлое, жизнь стремится к обновлению. При этом прошедшее всегда поддерживает настоящее и будущее. Значение талисмана заключается в том, что его обладатель получает поддержку от Богов и от предков. Такое взаимодействие между божественным и человеческим крайне редко встречается в амулетах.

В Дереве жизни благотворное влияние на человека оказывают все три силы. Триединство способно:

  • помочь человеку определиться с выбором жизненного пути;
  • обеспечить мир и лад в семье;
  • защитить от внешних неблагоприятных воздействий (помех);
  • сохранить здоровье.

Амулет совместим с энергетикой мужчины, женщины и даже ребенка. Для женщин, матерей, Древо жизни является одним из самых мощных семейных оберегов. Он способен:

  • сохранить любовь в семье;
  • защитить беременную женщину от зла;
  • наделить женщину материнской мудростью.

Носить оберег могут представители любой конфессии. Меньше всего он связан с конкретной религией. А вопросы мироздания раскрываются в каждом священном писании. Дерево жизни не является языческим идолом или предметом культового поклонения. Поэтому отношение к образу со стороны христианства, ислама, буддизма и других религий более, чем благосклонное.

Символ оберега и его значение

Как символ Древо Мира присутствует не только в мифологии славян. Его образ популярен и у других народов. Значение Древа у разных народностей примерно одинаковое. Центр вселенной, обладающий собственным разумом и чувствами. Играет большую роль в религии и культе богов. Связывает человеческую жизнь с раем и адом. Одновременно считается символом жизни, так как обозначает рождение, жизненный путь и смерть. Давайте же разберемся, источником чего было Мировое Древо у славян? Понять символизм Древа Мира непросто.

Вот несколько самых простых и распространенных толкований:

  • связь между человеком и миром богов;
  • бессмертие, кругооборот жизни, возрождение после смерти;
  • плодородие;
  • совершенствование и развитие внутреннего мира человека, его обращение к богу, молитва.

Древо Мира символизирует жизнь и место в ней человека. Крона дерева переплетается с корнями – это неразрывная связь жизни и смерти. Листья на Дереве говорят нам о бесконечности вселенной, о перерождении человека после ухода в мир богов. Жизненный путь короток, но он не заканчивается, а наоборот продолжается после перехода в другой мир.

М ировое дерево в славянской мифологии

словянское дерево жизниДерево жизни в славянской мифологии – модель мировой структуры.

В славянской мифологии мировое дерево олицетворяет мироздание, в кронах расположен Ирий (рай) где обитают светлые боги, корни являются миром нави — вотчиной Чернобога , Мары и других богов тьмы.

Ствол является символом земной жизни, местом обитания людей и различных зверей, да птиц.

Часто встречается в обрядах где олицетворяет приход нового года, ствол является прообразом дороги жизни, также дерево — это мощный символ олицетворяющий плодородие, продолжение рода, мудрость.

В древние времена все капища и храмы строились вокруг мощного дерева, крона которого возвышалась над крышей, символизирую небесную твердь.

Славянское дерево жизни — центр вселенной соединяющий все миры. Смысловая нагрузка — бесконечность развития и перерождения, связь света и тьмы, людей и богов, живых и мертвых.

Присутствует описание традиции строительства дома с использованием образа мироздания. Молодое дерево садилось в центр будущего жилья и оставалось внутри до окончания застройки. После завершения строения выкапывалось и пересаживалось в другое место.

Мировое Древо – центр Вселенной

Начиная наше знакомство с легендами о Мировом Древе, хочу начать с версий относительно того, как оно могло появиться в совершенно разных мировых культурах, в фольклоре народов, что не были связаны друг с другом.

По мнению исследователя В.Н.Топорова образ Мирового Древа может быть олицетворением оси мира, вокруг которой и создаётся наша жизнь. Мифическое дерево являлось подобием центра мироздания, однако оно появляется далеко не у всех народов.

Другой учёный, Ю.Е.Берёзкин, в своих трудах склоняется к тому, что с Мировым Древом могло быть связано банальное поклонение древесным символам и божествам, ведь не секрет, что многие древние племена смогли выжить за счёт использования древесных ресурсов. Мировое Древо наши далёкие предки неизменно связывали с жизнью.

Кому подходит амулет и как его сделать

В славянской мифологии оберег Древа Жизни — мощнейший амулет. Для своих функций он черпает космическую энергию из пространства. В первую очередь он направлен на защиту. Защищал он изначально род, семью, дом, очаг. Именно по этому у славян считался женским знаком. Таким же как знак Берегиня и звезда Лады.

Амулет защищал род, передавая свою силу из поколения в поколения. Призывал на защиту семьи богов и уже ушедших к ним людей. Он указывал на правильно выбранный путь, на непрерывность пути, на бессмертие в смысле перерождения и кругооборота в жизни. Идеальный талисман для хранительницы очага, для беременной женщины, для матери.

В широком понимании оберег помогал преодолевать трудности, дарил мир и покой, избавлял от ссор и скандалов. В дальнейшем Мировое Древо стал универсальным амулетом. Использовался для избежания ссор, ругани, сохранения спокойствия и гармонии в работе, в делах, с коллегами, подчиненными, друзьями. Сегодня амулет могут носить и бизнесмены, стремясь вывести свой бизнес на новый уровень и достичь согласия в работе с компаньонами.

Знак можно носить на себе или повесить в стенах дома. В последнем случае он будет щитом от всего негативного: сглаза, порчи, зависти и проклятий.

Можно купить любой талисман в эзотерическом магазине, но наши предки изготавливали их сами или обращались за помощью к колдунам и волхвам.

В изготовлении Древа Мира нет ничего сложного. Необходимо сделать круг и вписать в него дерево. Это можно легко вырезать из фанеры, бересты, картона, скрутить из проволоки, сплести из бисера или из ниток. Для хранения домашнего очага может подойти рисунок или вышитое панно. Впрочем, все зависит от вашей фантазии.

Читайте также:  Что делать с булавкой найденной дома. Приметы про булавку. Булавка на одежде что это значит

Амулет можно носить на шее или вшить в одежду. Его свойства усилятся если:

  • у вас чистые помыслы и светлые желания;
  • вы искренне верите в силу оберега;
  • ручная работа удваивает космическую энергетику.

Сказки

Образ мирового дерева как ось мироздания отражается и в сказках разных народов. Чаще всего сюжет их был связан с произрастанием посаженного чудо-дерева или растения бобовых, которое своею вершиной уходило в небеса, к бонам, а герой, добравшийся до его вершины получал подарки и исполнение желаний. Вспомним, например, английскую сказку «Джек и бобовый стебель», где бедный мальчик Джек выменяв у старичка на корову пять бобовых зернышек, по выросшему за ночь стеблю забрался на небеса, где жил людоед, и утащил у него мешок золота, золотую курочку и золотую арфу. В результате семья Джека стала жить в достатке. В этом и вся суть сказок о мировом дереве — торжество добра над злом.

В эпосе народа саха (Якутия) мировое древо представлено как Аак Луул Мас — дерево с высоко поднятыми ветвями. Посмотрите на фото мирового дерева, представленное ниже.

мировое древо разных народов

Оно держит три мира: Верхний, Средний и Нижний. В Верхнем мире живут светлые боги — айыы, а в Нижнем — темные, абаасы. На самом верхнем небе восседает главный бог Юунг Аар Тойон. Хозяйкой древа считается богиня земли Аан Алахчин Хотун, которая поит Срединного Богатыря молоком из ствола древа.

Мировое древо в различных культурах

Мировое дерево, древо жизни – в славянской мифологии мировая ось и символ мироздания в целом. Крона мирового дерева достигает небес, корни (у которых течет священный источник) – преисподней, ствол и ветви организуют земное пространство. Священным древом являлся могучий дуб.

  • В эрзянской традиционной религии на мировом древе Эчке Тумо находится гнездо священной птицы утки Ине Нармунь и которого выпадает снесённое ею яйцо Ине ал, из которого впоследствии возникает наш мир: скорлупа – небосвод Мень Эле со звёздами, желток – земля – суша Мода-Мастор, белок – бескрайний океан Иневедь.
  • В древнем Иране верили, что священное древо растёт возле источников Ардвисури. На нём якобы жил царь птиц Сенмурв, который рассыпал семена по земле. Другая птица относила семена к источнику, из которого пила звезда, которая осыпала землю дождями. С дождём семена возвращались назад в землю.
  • В скандинавских мифах видим вечнозелёное древо жизни Иггдрасиль, пропитанное живительным священным мёдом. Это громадный ясень, который является структурной основой всего сущего и соединяет собой девять миров. На вершине дерева сидит орёл, корень подгрызают змеи и дракон Нидхегг.
  • «Вверх корнями, вниз ветвями, стоит вечное дерево Ашваттха. Оно называется „бессмертное“, в нём покоятся все миры, и никто не может его превозмочь» (Индийские Веды, Бхагават-Гита). С корнями вверх, с ветвями вниз, ашваттха считается непреходящим; гимны (Силы Саттва, раджас и тамас – то что удерживает в иллюзорном мире) – его листья, кто его знает, тот знаток Вед. Вверх и вниз простираются его сучья, возникшие из гун; объекты (чувств) – (его) побеги; вниз также тянутся его корни, связующие кармой в мире человеческом.
  • В тюркской мифологии и впоследствии в казахских сказках фигурировал образ Байтерека. Байтерек своим расположением и композиционным строением выражает космогонические представления древних кочевников, по преданиям которых на стыке миров протекает Мировая река. На её берегу возвышается Дерево жизни – Байтерек, корнями удерживающее землю, а короной подпирающее небо. Корни этого дерева, соответственно, находятся в подземном мире, само дерево, его ствол – земном, а корона – в небесном. Каждый год в кроне Дерева священная птица Самрук откладывает яйцо – Солнце, которое проглатывает дракон Айдахар, живущий у подножия дерева жизни, что символически означает смену лета и зимы, дня и ночи, борьбу Добра и Зла.

Модель мира древних египтян

Вторым вариантом древнеегипетской модели мира можно считать триединство Нила — главного египетского божества. По мифологии египтян Нил был Небесный, Земной и Подземный. Здесь мы обратимся к представлениям о смене частей суток в древнеегипетской мифологии. Так, в течение светлого дня по Небесному Нилу плывет дневная ладья Амон-Ра — Манджет, в которой сидит и его дневная свита, среди богов присутствует Исида — богиня плодородия и жена Осириса. На берегах Земного Нила живут и трудятся земледельцы. А вот территория Подземного Нила — территория Подземного царства душ умерших Дуат. Она имеет вход через Врата Закатного Горизонта. Сюда вплывает ночная свита Амон-Ра на ночной ладье Масектет. По дороге к выходу из последних Ворот на рассвете барка должна преодолеть множество ловушек и открыть еще десять врат. Именно для этого у Амон-Ра ключ жизни анх.

Что касается животного мира, связанного с частями мирового древа, то именно в этом его варианте они использованы: Амон-Ра изображается с головою Сокола, управитель Дуат — Анубис имеет голову шакала, питающегося падалью, а главный страж всего царства Дуат — змей Апоп. Именно с ним, чтобы начался новый день, перед последними вратами сражается Амон-Ра в облике Кота.

Древо с острова Буяна

На мой взгляд, наиболее ярким и величественным Мировое Древо выступает в славянских преданиях. Оно ассоциировалось с Вселенной, с её главной осью, которая удерживала в равновесии три мира: небесный, земной и подземный.

Наши предки верили, что находится это великое дерево в далёком крае, стоя на «пуповине морской» (так говорится в старинных заговорах). Вероятно, этим островом был знаменитый Буян, известный нам по народным сказкам.

Внешне напоминало оно огромный дуб, что кроной поддерживал небеса, не давая им упасть на землю. У его подножия лежал, свернувшись, гигантский змей. Это чудовище охраняло главное сокровище – Алатырь-камень.

Этот волшебный минерал также был порождением вод, как и сам остров Буян. Силу же камню дало Мировое Древо, отчего Алатырь мог наделять человека немыслимой силой, лечить от любых недугов и даже дарить бессмертие.

Интересно, что власть Мирового Древа распространялась не только на его острове. Славяне верили, что всякое обращение к этому волшебному центру мира, любое его упоминание принесёт успех.

Так, к примеру, Мировое Древо нередко упоминается в заговорах или свадебных обрядовых песнях. Более того, когда начинали строить избу, в центре ставили деревце, что должно было стать миниатюрной копией Мирового Древа, а значит, привлечь в жильё благополучие и гармонию.

Со временем в строительстве этот обычай исчез, зато вернулся к нам в совершенно новой ипостаси. И в наше время мы устанавливаем дерево в своём доме. Да-да, я имею в виду новогоднюю ёлку (или рождественское дерево, как называют её в европейских странах). И, словно соблюдая ритуал наших предков, в праздничные новогодние дни мы просим успехов и радости в наступающем году.

В понимании славян Мировое Древо было центром и источником всей жизниВ понимании славян Мировое Древо было центром и источником всей жизни

Изображение на предметах и оберегах

Образ Дерева жизни изображают на картинах, декоре для домашнего интерьера, одежде, украшениях. Его вышивают на постельном белье, одеялах или подушках-думках. Статуэтка дерева, выполненная из натурального камня, способна одновременно решать две задачи:

  • охранять интересы семьи;
  • сделать защиту более эффективной за счет силы камней.

Личные украшения с изображением Дерева жизни представляют собой кулоны, браслеты и кольца. Это осознанный выбор, дошедший к нам через века

  1. Кулон. Украшение носится на шее, сам кулон находится практически у сердца. Он оберегает владельца от заболеваний сердечно-сосудистой системы, позвоночника, наполняет организм энергией жизни.
  2. Браслет. Носится на левой руке. Может включать несколько изображений деревьев. Чем больше, тем лучше.
  3. Кольцо. Носится на безымянном пальце левой руки. Для большего эффекта рисунок рекомендуется повернуть внутрь кисти.

Кольцо

Матери оберегают своих детей, вышивая образ Дерева жизни на нижнем белье. В этом случае рекомендуется скрывать рисунок от внимания посторонних людей. Считается, что чужая энергетика мешает амулету на 100% выполнять защитные функции.

В традициях и ритуалах

Образ мирового дерева характерен для славянских колядок, русских загадок и заговоров. Ср. загадку о дороге: «Когда свет зародился, тогда дуб повалился, и теперь лежит»; этот образ объединяет разные – вертикальные (дерево от земли до небес) и горизонтальные (дорога) координаты мира. Характерен также мотив срубания дерева в славянских колядках в связи с мощением мостов для проезда Овсеня, Нового года, Христа; в болгарской колядке приводится «самоописание» мирового дерева:

ОригиналЯ сам, мам о, златно дървце,Златно дървце плодовито,Ще порастна дор до неба,Клон ще пустна дор до земля,Лист ще метна дробен бисер,Цвет ще църна чисто сребро,Род ще родя сухо злато,Слез ще по мен млада бога….

Перевод с болг.Я сама, мама, злато деревце.Злато деревце плодоносное,Что растёт аж до неба,Ветви опускает аж до земли,Листья раскрывает мелким бисером,Цветы выпускает бела серебра,Плоды рожает чиста золота,Чтоб сошёл по мне младой бог…

Читайте также:  Какие камни подходят Тельцам ♉ – подбираем талисман для женщины и мужчины

В свадебном фольклоре и “вьюнишных” песнях (исполнявшихся для молодых – “вьюнцов”) образ мирового дерева воплощал плодородие живой природы, древо жизни:

  • в кроне свивает гнездо соловей
  • в стволе – пчелы” приносящие мед
  • у корней – горностай, выводящий малых деток, или сами молодые, супружеская кровать;
  • возле “трехугодливого” дерева стоит терем, где происходит пир и приготовлены “медвяны яства” (мед – пища бессмертия во многих традициях).

В белорусском фольклоре образ мирового дерева непосредственно связан со свадебном обрядом: жених не должен ставить коней у “несчастливого дерева” калины, а должен ставить у счастливого явора, где пчелы приносят мед, стекающий к корням, чтобы напились кони, у корней обитают бобры, в кроне – сокол и т. п.

В традиционной культуре успех любого обряда ставился в зависимость от того, насколько выполняемый ритуал соответствует общей картине мира: отсюда важность образа мирового дерева, воплощающего эту картину, как в фольклоре (будь то заговор или свадебная песня), так и собственно в обряде. У сербов символом благополучия всего села считалось священное дерево “запис” – с вырезанным на нем крестом; в старину у этого дерева совершали жертвоприношения (см. Жертва). Кровью кропили корни, ствол и вырезанный крест.

С мысловая нагрузка образа мирового дерева

Дерево жизни прочно укоренилось в разных культурах, оно символизирует устройство мироздания. Корни — мир нави (подземный мир), ствол — мир яви (реальный мир) а крона символизирует правь — мир богов. Дерево жизни — мощный домашний оберег – 12Используя мировое дерево, растущее на камне алатырь, расположенном на острове буяне многие герои фольклорных произведений путешествуют по мирам в поисках своей правды. Ведь дерево — ось, соединяющая все миры в одно целое.

Еще одно значение – связь времен: прошлое — корни, настоящее – ствол, будущее — крона.

Образ мирового дерева также является символ рода, родовой памяти, где корни это наши родители (и все прошлые поколения), ствол — это мы сами, а ветки и листочки олицетворяют наших потомков (дети, внуки, правнуки).

Считается что чем мощнее родовая связь (корни), тем сильнее крона (дети и внуки), не зря историю рода изучают составляя генеалогическое дерево.

Влияние образа на быт славян

Хорошо известно, что для древних славян деревья были не просто строительным материалом. Наши языческие пращуры видели в них таких же, как и они сами, детей земли и неба, притом обладающих ничуть не меньшим правом на жизнь. Из дерева, согласно некоторым легендам, были сотворены самые первые люди – значит, деревья древнее и мудрее людей. Срубить дерево – все равно, что убить человека. Но ведь и избу надо строить!

Русские крестьяне предпочитали рубить избы из сосны, ели, лиственницы. Эти деревья с длинными ровными стволами хорошо ложились в сруб, плотно примыкая друг к другу, хорошо удерживали внутреннее тепло, долго не гнили. Однако выбор деревьев в лесу регламентировался множеством правил, нарушение которых могло привести к превращению построенного дома из дома для людей в дом против людей, приносящий несчастья.

Конечно, даже и речи не могло быть о том, чтобы поднять руку на дерево, пользовавшееся почитанием, «священное». Существовали целые священные рощи, в которых все деревья считались божественными, и грех было срывать с них даже ветку.

Священными могли считаться и отдельные деревья, привлекавшие внимание необычайными размерами, возрастом или особенностями развития. Как правило, с такими деревьями были связаны местные легенды. До нас дошли сказания о праведных стариках, на закате дней превращенных богами в деревья.

Никогда не решился бы древний человек срубить дерево, выросшее на могиле. Еще в конце XIX в. крестьяне показывали ученым-этнографам большую сосну, выросшую якобы из косы загубленной девушки; а что, если в дереве поселилась человеческая душа? Верным признаком этого в Белоруссии считали издаваемый деревом скрип: в скрипучих деревьях, согласно поверьям, плакали души замученных людей. Тот, кто лишит их пристанища, наверняка будет наказан: поплатится здоровьем, а то и жизнью.

В некоторых местах России очень долго держался строгий запрет на рубку вообще всех старых деревьев. По мнению крестьян, грешно было отнимать у лесных патриархов право на естественную, «стихийную» смерть от ветровала или просто от старости. Покусившийся на подобное дерево неминуемо должен был сойти с ума, покалечиться или умереть. Грехом почиталась и рубка «молодика» – молодого, недозрелого леса. В этом случае мифологическое воззрение основывалось на вполне естественном стремлении сберечь молодые деревья, не достигшие наилучших кондиций. По отношению же к «лесным старцам» действовал закон мифологического мышления: старший – значит главный, почитаемый, священный.

Деревья с аномалиями развития – большим дуплом, вросшим в ствол камнем или другим каким-либо предметом, с необычной формой ствола, с удивительным переплетением корней – также рубке не подлежали: «не такие, как все» – мало ли какая сила могла в них затаиться!

В разных областях существовали и запреты на рубку некоторых пород. В первую очередь, конечно, это относилось к «проклятым» деревьям, таким как осина и ель. Эти породы энергетически неблагоприятны для человека, «выкачивают» из него жизненную энергию, и это свойство сохраняют даже предметы, сделанные из их древесины. Так что нежелание наших предков жить в еловом или осиновом доме было опять-таки не лишено оснований. С другой стороны, человек, срубивший вполне «доброжелательную» липу, должен был непременно заблудиться в лесу. По всей видимости, боги сурово вступались за дерево, веками обувавшее, а то и одевавшее народ…

Не годились для строительства мертвые, сухие деревья. Оно и понятно: такие деревья не имеют в себе жизненных сил, на них печать смерти – чего доброго, занесут ее в дом. И даже если в доме никто не умрет, «сухотка» привяжется обязательно. В ряде мест по этой причине избегали рубить деревья зимой, когда они лишены соков и «временно мертвы».

С представлениями о смерти, загробном мире связан и запрет, налагавшийся на деревья, упавшие при рубке макушками в северную сторону, «на полночь»: эту сторону света наши предки ассоциировали с вечным мраком, зимой, безжизненным холодом – словом, потусторонним миром. Вставь такое дерево в сруб, и люди в доме долго не проживут!

Особая и очень опасная разновидность запретных деревьев – это «буйные», «злые», «прокудливые». Такое дерево как будто стремится отомстить человеку за свою гибель: может придавить лесоруба, а вытешут из него бревно для избы – того и гляди, обрушит весь дом на голову жильцам. Даже щепка от подобного дерева, нарочно подложенная злым плотником, способна была, по мнению русских крестьян, разрушить новый дом или мельницу. Если же «буйную» лесину рубили на дрова – следовало опасаться пожара!

Существовал и запрет на использование в строительстве деревьев, посаженных человеком. В первую очередь – садовых деревьев, притом находящихся внутри ограды усадьбы. Ученые считают, что дело тут в мифологическом осмыслении таких противоположностей, как «свой» – «чужой», «природный» – «культурный», «дикий» – «домашний». Дерево, взятое в лесу и используемое для строительства человеческого жилья, непременно должно было претерпеть «смену качества»: из «чужого» сделаться «своим». С садовым деревом такого превращения заведомо произойти не могло, а кроме того, садовые яблони и вишни были для наших языческих предков едва ли не членами семьи… Если первые три дерева, намеченные к рубке, по какой-либо причине оказались непригодными, то в этот день лучше вовсе не браться за дело – не будет добра.

Обращение к оберегу в заговорах и славянских обрядах

В славянских верованиях Древо мира было центром обрядов. Его одушевляли и считали неотъемлемой часть жизни и окружающей действительности.

Образ Дерева присутствовал в похоронных славянских обрядах. Изначально наши предки хоронили своих покойников на деревьях! Затем живые деревья стали заменяться на столбы с домиками наверху — домовинами. В них засыпали сожженный пепел — человеческий прах.

Еще наши предки строили свои жилища вокруг деревьев. Дерево в центре поселения или даже самого дома — хорошая примета.

Древу молились, правда потом его изображение заменилось на столб-идол. Сегодняшние поминания о столбах — это отголоски религий тех времен.

Из обрядных песен мы знаем что на Дереве жили мифические персонажи: жар-птица, полулюди-полуживотные. В его кроне свивал себе гнездо соловей, а под корнями жил змей. Мировое древо доставало ветвями до небес, до пятого неба, до седьмого. Там на разных «этажах» жили боги, солнце, звезды, луна. Поговорки про седьмое небо сохранились и сейчас.

Древо занимало центральную роль в обрядах разных народов. Некоторые мы выполняем и сейчас, не задумываясь о происхождении традиции. Например наряжаем новогоднюю елку и водим вокруг нее хоровод.

Источники
  • https://slav-rus.com/oberegi/mirovoe-drevo-slavyan.html
  • https://otalismanah.ru/amulety/slavyanskie/derevo-zhizni/
  • https://silaamuleta.ru/slavyanskie/znachenie-simvola-oberega-derevo-zhizni-komu-podhodit-kak-nosit-i-sdelat-samomu/
  • https://planeta-mineral.ru/oberegi/slavyanskoe-derevo.html
  • https://vericon.ru/vorozheya/mirovoe-drevo-slavyan.html
  • https://SilaOberega.ru/oberegi-slavyan/derevo-zhizni-moshhnyj-domashnij-obereg/
  • http://mfina.ru/mirovoe-derevo-drevo-slavyan-drevo-mira-u-slavyan/
  • https://musaget.ru/mirovoe-drevo-slavyanskiy-bog-tvorets-s-kronoy-i-kornyami/

Оцените статью
Добавить комментарий