35% от 2018 к 2024 году или 20 000 рублей — пенсия. Силуанов обосновал повышение пенсионного возраста

К 2024 году средняя пенсия неработающих пенсионеров вырастет на 35%

Размер средней пенсии неработающих пенсионеров в России вырастет на 35% в 2024 году по сравнению с уровнем 2018 года, до порядка 20 тысяч рублей, заявил первый вице-премьер — министр финансов РФ Антон Силуанов.

«Размер пенсии по старости неработающим пенсионерам уже в следующем году увеличится в среднем на сумму тысячу рублей. К концу шестилетнего периода — в 2024 году — мы ожидаем размер средней пенсии порядка 20 тысяч рублей, с ростом к уровню 2018 года на 35%», — сказал Силуанов, выступая на парламентских слушаниях в Госдуме на тему «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов».

Задача, поставленная президентом, это рост пенсий темпами выше инфляции. Подготовлены изменения пенсионного законодательства, которые должны улучшить положение неработающих пенсионеров, обеспечить достойную пенсию.
Антон Силуанов

министр финансов РФ

Ранее премьер-министр РФ Дмитрий Медведев заявил, что правительство предлагает повысить возраст выхода на пенсию до 65 лет для мужчин и до 63 лет для женщин. Реформа будет поэтапной и начнется с 2019 года. Правительство внесло соответствующие законопроекты в Госдуму после их рассмотрения на заседании Российской трехсторонней комиссии (РТК) по регулированию социально-трудовых отношений.

В законопроекте кабмина отмечается, что данная инициатива создаст условия для ежегодной индексации пенсий выше уровня инфляции при сбалансированности и долгосрочной финансовой устойчивости пенсионной системы РФ в целом.

Силуанов на заседании РТК заявил, что изменения в области пенсионного законодательства и налогообложения должны обеспечить новое качество экономического роста страны и повысить уровень жизни граждан. По его словам, пенсионный законопроект призван повысить реальные пенсии в стране. Все средства, полученные благодаря его реализации, пойдут в социальные сферы, особенный упор будет сделан на здравоохранение.

Рост налогов профинансирует майские указы. Минфин представил основные направления налоговой и бюджетной политики.

Сегодня, 9 июля, комитет Госдумы по бюджету и налогам проводит парламентские слушания «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов». На нем депутаты обсуждают проект документа, который накануне был представлен Минфином. По плану министерства, рост НДС принесет бюджету за три года 2 трлн руб., финансирование очередного майского указа Владимира Путина обойдется госказне в 3,7 трлн руб.

Согласно опубликованным «Основным направлениям…», (.pdf) в ближайшие три года заметно вырастут доходы и расходы федерального бюджета.

Минфин ожидает, что бюджет будет исключительно профицитным благодаря росту доходов на фоне высоких цен на нефть и увеличению налогов.

Профицит в 2019 году ожидается в 1,96 трлн руб., или 1,8% ВВП, в 2020 году — 1,15 трлн руб., или 1% ВВП. В 2021 году профицит составит уже 659 млрд руб., или 0,6% ВВП, практически сравнявшись с текущим. В нынешнем году бюджетные «излишки» Минфин запланировал в 0,5% ВВП.

Существенный рост доходов бюджета со следующего года ожидается в первую очередь вследствие повышения ставки НДС с 18% до 20%, это даст госказне около 630 млрд руб. в 2019 году, 678 млрд руб.— в 2020 году, 730 млрд руб.— в 2021-м.

Как заявил сегодня на слушаниях первый вице-премьер Антон Силуанов, повышение НДС в наименьшей степени затронет бизнес и население с невысокими доходами, поскольку льготные ставки по НДС предлагается сохранить. При этом, по его словам, донастройка налоговой системы является «одной из системных мер для ускорения экономического роста». Согласно «Основным направлениям…» влияние повышения НДС на инфляцию оценивается в районе 1,3%.

Согласно базовому варианту прогноза, частичный эффект от повышения НДС проявится уже в 2018 году за счет роста инфляционных ожиданий.

«Однако основной вклад изменения ставки налога в рост цен будет зафиксирован в 2019 году, в результате чего по итогам года инфляция составит 4,3%», — отмечается в документе.

Согласно «Основным направлениям…», ожидается существенный рост нефтегазовых доходов на фоне более высокой цены на нефть по сравнению с заложенной в бюджет на текущий год. Завершение налогового маневра в нефтянке добавит в госказну еще примерно 300 млрд руб. к 2021 году. Дивиденды госкомпаний, по оценке Минфина, принесут бюджету к 2021 году 640 млрд руб.

По плану Минфина доходы бюджета вырастут с 17 трлн руб., или 17% ВВП в текущем году до 19,85 трлн руб., или 18,7% ВВП в следующем.

В 2020 году ведомство Антона Силуанова планирует привлечь в казну уже 20 трлн руб., или 18% ВВП, в 2021 году — 20,5 трлн руб., или 17,2% ВВП. Впрочем, будут расти и расходы бюджета — с 16,6 трлн руб., или 16,5% ВВП в нынешнем году до 17,9 трлн руб., или 16,9% ВВП в 2019 году и 19,89 трлн руб., или 16,7% ВВП в 2021 году.

Экономить правительство планирует за счет сокращения расходов. Урезать Минфин предлагает такие разделы бюджета, как национальная экономика, ЖКХ, культура, спорт и средства массовой информации. На майских указах правительство экономить не планирует — финансирование очередного майского указа Владимира Путина обойдется казне за три года в 3,7 трлн руб.:в 2019 году — 1,16 трлн руб., в 2020 году — 1,2 трлн руб., в 2021-м — 1,47 трлн руб. Впрочем, как заявил сегодня глава Счетной палаты РФ Алексей Кудрин, ресурсов, заложенных в проекте «Основных направлений…» на исполнение майского указа, может не хватить на выполнение целей, поставленных главой государства.

Средства на исполнение указа № 204… предусмотрены, но они не распределены по направлениям, национальным программам. Тем самым мы видим, что правительство пока не определилось с распределением этих приоритетов, что существенно осложняет определение сегодня основных направлений бюджетной политики.
Алексей Кудрин

глава Счетной палаты РФ

В этом году Минфин впервые включил в «Направления…» блок, посвященный налоговым расходам бюджетной системы, — это выпадающие доходы бюджета, связанные с налоговыми льготами, освобождениями и иными преференциями по налогам, сборам и таможенным платежам, предоставленные налогоплательщикам в качестве господдержки. Эти расходы будут расти: с 1,9 трлн руб. в 2015 году до 3 трлн руб. в 2018 году, 3,2 трлн руб. в 2019 году, 3,4 трлн руб. в 2021 году. Что же касается льгот по страховым взносам, то их суммарный объем в 2018 году достиг 113,3 млрд руб.

Минфин оценил эффект для бюджета от повышения пенсионного возраста и НДС

В 2021 году бюджетные вливания в Пенсионный фонд могут сократиться более чем на 150 млрд рублей.

Источник: AP 2018

Минфин рассчитал, как скажется на бюджете повышение пенсионного возраста и НДС и сколько будет выделено на выполнение майского указа президента, следует из направленных в Госдуму Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019−2021 гг. «Ведомости» ознакомились с копией документа, подлинность подтвердили два федеральных чиновника.

На что именно будут потрачены дополнительные доходы, пока не ясно: структура расходов бюджета в документе консервируется. Бюджетный маневр в нем не прослеживается, констатирует директор Центра развития Высшей школы экономики Наталья Акиндинова. Пока это только подходы к формированию проекта бюджета на следующие три года, расчеты еще многократно изменятся, успокаивает представитель Минфина и обещает ответы на эти вопросы в самом бюджете. Но закон о бюджете будет готовиться в том числе по итогам обсуждения этой — «предварительной» — версии, замечает Акиндинова.

И доходы, и расходы федерального бюджета серьезно растут по сравнению с действующим бюджетом на 2019−2020 гг. Доходы (также на них сильно влияет налоговая реформа в нефтяной отрасли) в 2019—2021 гг. увеличатся до 18,7, 18 и 17,2% ВВП вместо 15,1 и 14,8%. Расходы в следующие два года составят 16,9% ВВП (в законе пока менее 16%), затем снизятся до 16,7%.

Повышение НДС с 18 до 20% в следующем году обеспечит федеральному бюджету дополнительные 633,5 млрд руб., в 2020 и 2021 гг. — 678 млрд и 728 млрд руб. соответственно, рассчитывает Минфин.

Это больше, чем предусмотрено сопроводительными материалами к поправкам о повышении налога: 620 млрд руб. начиная с 2019 г.

А вот экономить на повышении пенсионного возраста (для мужчин до 65 лет и до 63 для женщин) федеральный бюджет начнет с 2020 г. Сначала трансферт на обязательное пенсионное страхование сократится всего на 9,3 млрд руб., а в 2021 г. экономия составит уже 156,3 млрд. В первые два года реформы бюджет сэкономит лишь на тех, кто должен был выйти на пенсию в 2019 г.,поясняет старший научный сотрудник НИФИ Минфина Татьяна Омельчук. А это всего около 200 000 человек, учитывая, что большинство несостоявшихся пенсионеров и так продолжили бы работать, а часть не работает вовсе или работает неформально и взносы не платит, оценивает она. В 2021 г. не выйдут на пенсию уже две когорты людей — те, кто должен был оставить работу в 2020 и 2021 гг., продолжает Омельчук, в 2022 г. на рынке труда задержатся также две когорты, а в 2023—2024 гг. — уже три.

А вот на сколько будут индексироваться страховые пенсии за счет повышения пенсионного возраста, Минфин в документе не указал. Именно необходимость найти ресурсы для ускоренного повышения пенсий чиновники называли главной причиной увеличения пенсионного возраста.

И премьер Дмитрий Медведев, и социальныйвице-премьер Татьяна Голикова обещали населению «щедрую» индексацию — на 1000 руб. ежегодно. Это вдвое быстрее, чем сейчас, и соответствует темпам роста зарплат (около 7%), говорит Омельчук, фиксированную выплату к страховой пенсии будут индексировать по инфляции.

В документе лишь указано, что рост расходов на обе индексации учтен, в связи с чем расходы Пенсионного фонда в 2019 г. вырастут на 69 млрд руб. по сравнению с заложенными в действующий трехлетний бюджет фонда, а в 2020 г. — на 74 млрд. Реальные доходы населения с учетом повышения пенсий в 2019—2021 гг. вырастут на 0,7, 1,4 и 2% соответственно, следует из приложенного к документу нового макропрогноза Минэкономразвития.

На все национальные проекты для исполнения нового майского указа президента Владимира Путина Минфин планирует выделить дополнительно по 1,1% ВВП в 2019—2020 гг. и 1,2% ВВП в 2021 г. Но на что именно и как изменится структура расходов в пользу обсуждавшегося увеличения трат на человеческий капитал, не ясно. Долю расходов консолидированного бюджета на здравоохранение и образование пока планируется сократить с 6,8% в 2018 г. до 6,5% ВВП в 2021 г. Хотя доля основных трат бюджета — на социальную политику, а также оборону и безопасность — несколько сократится: с 12,2 до 11,7% ВВП и с 4,8 до 4,6% ВВП соответственно. Деньги на увеличение расходов на другие направления заложены также в условно утвержденных расходах (т. е. не распределенных по статьям) — 0,4% ВВП и 0,8% в 2020 и 2021 гг. соответственно.

Дополнительные вливания на указы президента вряд ли существенно изменят структуру расходов, ведь 1,1−1,2% ВВП распределят на 13 национальных проектов, пока не ясно, в какой пропорции, замечает Акиндинова. В мае правительство планировало самые большие суммы потратить на автодорожный проект (8,42 трлн руб.), демографический (3,55 трлн), инфраструктурный (1,79 трлн) и проект цифровой экономики (1,31 трлн), сообщал «Коммерсантъ» и подтверждал федеральный чиновник. На нацпроекты по здравоохранению, демографии, образованию и науке за шесть лет планируется потратить 1,5 трлн, 3,5 трлн, 674 млрд и 1,27 трлн руб. соответственно, заявила в пятницу Голикова.

На сколько и на какие именно направления будут увеличены расходы, власти окончательно определят к октябрю, говорит федеральный чиновник. Документ действительно ознакомительный, Минфин не несет ответственности за выполнение заложенных в него расчетов, указывает Александра Суслина из Экономической экспертной группы: план реалистичный и большее финансирование сейчас «невозможно физически».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *