Тамара Синявская отмечает юбилей. Биография и Муслим Магомаев

Народная артистка СССР, профессор, заведующая кафедрой вокального искусства ГИТИСа Тамара Синявская в пятницу, 6 июля, отмечает 75-летие. Певица рассказала в интервью о главных подарках в своей жизни, о том, почему она не любит отмечать этот праздник, и о том, почему держит голос «в форме», хотя и отказывается от выступлений.

— Тамара Ильинична, как вы будете отмечать юбилей — творческим вечером или в узком кругу друзей?

— Во-первых, я ничего не планирую. К счастью, у меня есть друзья, которые, наверное, это сделают. А я буду участницей своего же дня рождения. Во-вторых, я не большая поклонница празднования не только юбилеев, но даже дней рождения. Вы должны меня понять как женщина. Я не знаю женщин, которые любят праздновать прибавление еще одного года. Вообще для меня это не главное. А главное — быть в форме, быть здоровой, быть в хорошем состоянии духа.

— Все же в продолжение темы. Известным людям часто делают необычные подарки. Вот и в вашу честь названа одна из планет Солнечной системы. Какой подарок для вас дороже всего?

— Много было подарков — Жизнь, Голос, Большой театр… Господь Бог подарил мне один подарок, и зовут его Муслим (Муслим Магомаев (1942–2008), супруг артистки — прим. ТАСС).

— Какое произведение из вашего огромного репертуара или композитор вам наиболее близки?

— Я должна вам сказать, что среди всех тех ролей-партий, которые я исполняла на сцене Большого театра на протяжении 40 лет, у меня не было нелюбимых. И быть не могло. Встречаясь с Мусоргским, Чайковским, Верди, Бородиным, Моцартом, я могла их не любить? Нет, я любила их всех и, кстати сказать, люблю до сих пор.

— Как-то вы сказали в одном из интервью, что ежедневно «здороваетесь» со своим голосом, пропевая любимые арии. Сохраняете эту традицию?

Бывает такое самочувствие, что больше, чем сказать «здравствуй» своему голосу, я, к сожалению, не могу. Стараюсь пропеть из арий те куски, которые мне хотелось бы до сих пор «наградить мастерством», чтобы, если, к примеру, я должна была бы выйти завтра на сцену, это было бы по самому высшему классу

— Это не совсем верный вопрос. Здороваться — я здороваюсь, но бывает такое самочувствие, что больше, чем сказать «здравствуй» своему голосу, я, к сожалению, не могу. Стараюсь пропеть из арий те куски, которые мне хотелось бы до сих пор «наградить мастерством», чтобы, если, к примеру, я должна была бы выйти завтра на сцену, это было бы по самому высшему классу. Вот что такое — заниматься ежедневно. Я счастлива, что у меня нет безразличия к моей профессии — и прежней, и нынешней. Я получаю от этого удовольствие.

— А когда вы в последний раз выступали для публики?

— «Для публики» я не пою уже десять лет, всем это известно.

— Может быть, для ближайших друзей…

— Никогда в жизни! А какая разница — для близких друзей или для публики? Для меня все они слушатели. А для того, чтобы петь, нужно иметь спокойное сердце и хорошее состояние души, о котором мы говорить сейчас не будем.

— Давайте поговорим о вашей второй профессии — преподавании. Что считаете вашим главным успехом на этом поприще?

— Как я могу дать себе оценку? Пропев 40 лет на сцене Большого театра, до сих пор не могу рассказывать о своих «успехах». Об этом лучше судить слушателям и критикам. Что касается преподавательской деятельности, то это тоже не моя прерогатива — это, скорее, прерогатива моих учеников и коллег, которые вместе со мной занимаются этим благородным делом в институте. 

— Хорошо, а тем, с кем вы занимаетесь, можете дать оценку? Много ли по-настоящему талантливых?

— Я считаю, что когда человек приходит в институт и начинает заниматься серьезным вокалом — это рождение личности, рождение в будущем музыканта, певца, артиста. Когда рождается ребенок, родители радуются его появлению, потом они прикладывают все силы к его воспитанию, и то они не всегда могут дать объективную оценку своему ребенку, пока он находится под их крылом. Только жизнь по-настоящему может дать оценку. Поэтому и я стараюсь не давать оценки.

На самом деле я могу предположить, что случится с тем или иным певцом, и, как правило, угадываю. Но это не угадывание, это опыт.

— Другая грань вашей теперешней жизни — это Международный конкурс вокалистов им. Муслима Магомаева. Как отбираете участников?

— На этот конкурс откликаются практически со всех уголков мира, благодаря в том числе и интернету. И наши бывшие соотечественники, и те, кто только по рассказам родственников или других музыкантов узнают о существовании этого конкурса и в честь кого он назван, начинают интересоваться. Планка очень высокая. Не каждый решится участвовать в конкурсе, который носит имя Муслима Магомаева. Не мне вам говорить, что о нем знали все, как он звучал и звучит до сих пор во многих домах.

— Следите за дальнейшей творческой судьбой участников конкурса?

— За некоторыми конкурсантами стараемся наблюдать, кто-то, конечно, теряется из поля зрения. Могу сказать одно: у конкурсантов, которые получили признание на этом конкурсе, начинается новая фаза их музыкальной жизни. Конкурсанты дают о себе знать в разных уголках мира, и мне это очень приятно.

— В этом году конкурс пройдет в пятый раз. Наверное, можно уже подвести некоторые промежуточные итоги. На ваш профессиональный взгляд, удалось ли найти кого-то, разумеется, не в равной степени, но хоть приблизительно столь талантливого, как Муслим Магометович, в части его умения совмещать классику и эстраду?

— Если вам буду рассказывать, какой вкус у мороженого, вы все равно этого не почувствуете. Об этом говорить не стоит. Лучше один раз собственными ушами услышать. Во-вторых, подводить итоги я не могу — это не такая большая дата. И вообще вы знаете, когда люди подводят итоги?.. Меня немного пугает эта фраза.

— Тамара Ильинична, какой главный совет вы бы дали молодым певцам — и своим студентам, и тем, кто участвует в конкурсе имени Магомаева?

— Человеку, если он обладает прекрасным голосом, музыкальностью, сценическим обаянием и чем-то еще таким, что поможет взять в плен огромный зал, я бы посоветовала душевного равновесия, внутреннего спокойствия и… победы!

Тамара Синявская

Тамара Синявская
Имя:Тамара Синявская ( Tamara Sinyavskaya )
Дата рождения: 6 июля 1943 г.
Знак зодиака: Рак
Возраст: 75 лет
Место рождения: Москва, Россия
Деятельность: оперная певица, педагог, народной артистки СССР
Семейное положение: вдова
4,2/5 (10 голосов)
Содержание: показать

Тамара Синявская: биография

Именем певицы назвали малую планету Солнечной системы. Драматическим меццо-сопрано Тамары Синявской восхищалась оперная звезда Мария Каллас, а Сергей Лемешев признался, что за 70 лет впервые встретил на подмостках «настоящую пушкинскую Ольгу». Звезда Тамары Синявской взошла стремительно. Не прошло и двадцати лет после дебюта на сцене Большого театра, как вокалистке присвоили звание Народной артистки СССР.

Детство и юность

Тамара Синявская – коренная москвичка, по национальности русская. Она родилась за год до окончания войны. Сведений об отце певицы нет. Ее кумиром и семьей была мама – женщина талантливая, от природы наделенная красивым голосом, но в силу жизненных обстоятельств не ставшая артисткой. Запела дочь следом за мамой, повторяя услышанные песни.

Певица Тамара Синявская
Певица Тамара Синявская

Тамара Синявская ощутила себя певицей в три года: любимым детским развлечением девочки было пение в парадных подъездах старых московских домов с хорошей акустикой. Выводя божественно звучавшие рулады, девочка чувствовала душевный трепет, как в храме.

За день юная вокалистка успевала обойти все подъезды домов по родной улице Мархлевского (сегодня Милютинский переулок). «Ария» в исполнении Синявской длилась, пока ее не прерывали восхищенные или возмущенные жильцы. Однажды они посоветовали маме отвести дочь в Дом пионеров, где бы с ней поработали профессиональные преподаватели.

Тамара Синявская в детстве
Тамара Синявская в детстве

Теперь Тамара Синявская пела в два раза больше – в Доме пионеров и во дворе, где собирала «зал» из соседских ребят. Вскоре юная артистка записалась в детский коллектив Владимира Сергеевича Локтева, где и пела, и танцевала.

В 10 лет юную артистку ансамбля Локтева перевели в хор, где она за 8 лет приобрела музыкально-сценический опыт. Знаменитый детский коллектив участвовал в правительственных концертах, и Тамара Синявская чувствовала себя на сцене, как дома. Впервые в биографии она побывала за границей – ансамбль Владимира Локтева гастролировал в Чехословакии.

Тамара Синявская в молодости
Тамара Синявская в молодости

Невероятно, но в детстве Синявская мечтала стать врачом. В доме, где жила семья, работала поликлиника. Девочка с восхищением наблюдала за работой персонала в белых халатах и вдыхала запах эфира, казавшийся ей райским. Будущая артистка играла «в больницу», вела картотеку с историями болезней родных и друзей, выписывала «рецепты», под которыми подписывалась «врач Синявская».

С детства Тамара Синявская обожала коньки и лыжи. Зимой, когда в столице открывались катки, девочка была в числе первых посетителей. Желание выйти на сцену появилось в подростковом возрасте, когда Тамара Синявская с подружками бегала в кинотеатр посмотреть «Кубанских казаков» и «Дом, в котором я живу». Она выучила песни из фильмов и напевала их постоянно. А увидев на экране аргентинскую певицу и актрису Лолиту Торрес, Синявская мечтала лишь о карьере артистки.

Тамара Синявская
Тамара Синявская

В выпускном классе Синявская определилась с выбором: Тамара нацелилась на театральный вуз. Но Владимир Сергеевич Локтев, внимательно наблюдавший за артисткой ансамбля, посоветовал поступать в музыкальное училище при консерватории имени П. И. Чайковского. Синявская прислушалась и ни разу не пожалела. В училище она встретилась с талантливыми педагогами, которые довели вокальные способности певицы до совершенства.

В училище Тамара Синявская подрабатывала, выступая в хоре академического Малого театра. За выступление хористы получали 5 рублей – деньги, которых хватало на килограмм севрюги в образцово-показательном «Елисеевском» гастрономе. В Малом театре москвичка выходила на подмостки с корифеями сцены, чьи имена в Советском Союзе знали все.

Музыка

Днем Тамара Синявская училась, а вечерами выступала. Дебютировала с хором цыган в постановке «Живой труп», где вокальные данные певицы отметили и дали сольные партии в кантатах «Александр Невский» и «Москва». В 1964-м Синявская получила диплом музыкального училища, сдав выпускной на «пятерку с плюсом», что в учебном заведении было редкостью. Педагоги рекомендовали выпускнице стать стажеркой в Большом театре, где в то время набирали группу практикантов.

Тамара Синявская в театре
Тамара Синявская в театре

Приемная комиссия Большого, куда прибыла Тамара Синявская, единогласно приняла 20-летнюю артистку, хотя у девушки не было консерваторского образования. Но члены приемной комиссии – светила в мире музыкального искусства – Борис Покровский, Галина Вишневская и Евгений Светланов поняли, что имеют дело с исключительным талантом.

Мэтры Большого театра не видели соперницы в молоденькой доброжелательной девушке, да и она о конкуренции не думала: у Тамары Синявской дух перехватывало, когда она выходила на сцену с Ириной Архиповой, Александром Огнивцевым и Зурабом Анджапаридзе.

Тамара Синявская на сцене
Тамара Синявская на сцене

Через год Тамару Синявскую приняли в основной состав труппы, но вокалистка понимала, что останавливаться нельзя: москвичка поступила в ГИТИС, где встретила знаменитого педагога по вокалу Дору Белявскую. Впервые Синявская услышала, что ей есть над чем работать, Дора Борисовна превратила алмаз в бриллиант.

В театре Тамара Синявская внимательно наблюдала за работой корифеев и робела. Преодолеть неуверенность помог режиссер Борис Покровский, доверив молодой певице роль Пажа в опере Джузеппе Верди «Риголетто». Мужская партия Пажа девушке удалась, в театре убедились, что певица справляется и с женскими ролями, и с травести.

Тамара Синявская и Муслим Магомаев
Тамара Синявская и Муслим Магомаев

Хозяйкой сцены Тамара Синявская почувствовала себя, когда основной состав труппы отправился на гастроли в Милан. В Италию поехала единственная исполнительница партии Ольги в постановке «Евгений Онегин». Роль доверили Синявской, и она с блеском справилась, услышав лестный отзыв 70-летнего мэтра Сергея Лемешева.

За 40 лет на сцене Большого театра Тамара Синявская стала примой, исполнив бархатным меццо-сопрано все главные оперные партии. За голосовой диапазон и мастерство певицу назвали лучшей русской вокалисткой итальянской школы. Армию поклонников таланта Тамары Ильиничны пополнили и российские, и зарубежные ценители оперного искусства.

В репертуаре Тамары Синявской была французская и итальянская оперная музыка, но исполняя партии русской оперы, певица чувствовала себя комфортно. Русскую душу оперной дивы отметили поклонники, услышавшие партию Любаши в опере Николая Римского-Корсакова «Царская невеста». Эту партию ценители и музыкальные критики называют лучшей в репертуаре Синявской.

Сейчас Тамара Синявская занимается преподавательской деятельностью
Сейчас Тамара Синявская занимается преподавательской деятельностью

В 1970 году в России прошел конкурсный фестиваль имени П. И. Чайковского, где членами жюри стали Мария Максакова, Ирина Архипова, Мария Каллас и Тито Гобби. Тамара Синявская и Елена Образцова разделили главную награду – золотую медаль. Зарубежные члены жюри отдали предпочтение Синявской. Фестиваль принес оперной диве всесоюзную популярность и предложения выступать на мировых сценах, но Тамара Ильинична не гналась за сценой и не представляла, что покинет Большой театр.

В 2003 году певица ушла со сцены на карьерном взлете. Позже она объяснила, что предпочла уйти раньше, чем услышит слова удивления по поводу карьерного «долгожительства».

Личная жизнь

У Тамары Синявской было два замужества. В первом браке ее супругом стал артист балета, которому певица благодарна за то, что помог пережить уход мамы. И все бы хорошо, если бы на гастролях в Баку в 1972 году красавицу-певицу не приметил Муслим Магомаев, всесоюзный «Орфей», в которого были влюблены миллионы женщин. Оба были связаны брачными узами, но они не выдержали восточной страсти Магомаева.

Тамара Синявская и Муслим Магомаев
Тамара Синявская и Муслим Магомаев

Артисты поженились в ноябре 1974 года и прожили вместе 34 года. Две звезды ссорились и расставались, но их магнитом тянуло друг к другу, поэтому за расставаниями следовали примирения. Детей в браке не было, Тамара Ильинична всю любовь и тепло отдавала мужу. Когда его не стало, Синявская на три года закрылась и не выходила на публику.

Тамара Синявская сейчас

Тамара Синявская, уйдя со сцены, не отказалась от искусства. Сегодня профессор Тамара Ильинична Синявская преподает в ГИТИСе, где заведует вокальной кафедрой. Ранее будни артистки заполняла работа, а выходные женщина посвящала любимому мужу. Сегодня у Тамары Синявской есть только работа, а рана от утраты родного человека не зажила. От тоски спасают занятия со студентами, которых Тамара Ильинична называет детьми.

Тамара Синявская в 2017 году
Тамара Синявская в 2017 году

Синявскую зовут на сцену, предлагая оперные партии в спектаклях, но она отвечает неизменным отказом, потому что не желает опускаться хотя бы на ступеньку вниз, а сил на прежнюю высоту не чувствует. Тамара Синявская учредила и возглавила Фонд культурно-музыкального наследия Муслима Магомаева.

Дискография

  • 1973 – «Царская невеста»
  • 1970 – «Евгений Онегин»
  • 1979 – «Иван Сусанин»
  • 1986 – «Князь Игорь»
  • 1987 – «Борис Годунов»
  • 1989 – Цикл песен на стихи Марины Цветаевой
  • 1993 – «Иван Грозный»
  • 1999 – «Еврейский цикл»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *