80-летие вдовы Высоцкого Марины Влади

Третья и последняя жена актера, поэта и музыканта Владимира Высоцкого Марина Влади празднует свое восьмидесятилетие. Ее называют «женщиной-легендой», и даже актрисы признают, что она была для них «неземной Ундиной».

Марина Влади — француженка с русскими корнями, настоящая фамилия — Полякова-Байдарова. За свою плодотворную творческую карьеру она сыграла в сотне фильмов, но россиянам она более известна как возлюбленная Высоцкого, с которой он прожил в браке десять лет, вплоть до своей трагической кончины, — с 1970 по 1980 год.

Смерть легендарного актера и музыканта стала тяжелым ударом для Влади, но она нашла в себе силы и вышла замуж снова — за врача-онколога. Однако ей было суждено овдоветь во второй раз. После этой утраты знаменитая актриса распродала на аукционе ценные вещи, связанные с памятью Высоцкого — чтобы забыть о прошлом.

Несмотря на непростые жизненные испытания, Марина Влади выглядит так, что сложно поверить в то, что она справила столь солидный юбилей. Конечно, она уже не та «колдунья» (одноименный фильм с ее участием в свое время сделал ее мечтой миллионов советских мужчин), как десятилетия назад, но ее моложавому и ухоженному виду могут позавидовать многие.

1

Ekaterina Tsvetkova/Russian Look

1

Самая знаменитая француженка русского происхождения, муза Жан-Люка Годара и Орсона Уэллса, первая жена Робера Оссейна, вдова Владимира Высоцкого: Марина Влади и сегодня обладает магнетическим даром притягивать взгляды. «Газета.Ru» — о самой близкой к России французской актрисе. 

В числе ее поклонников был Марчелло Мастрояни, с которым 16-летняя Марина Влади познакомилась в 1954 году на съемках итальянской картины «Дни любви». В нее были влюблены Орсон Уэллс, снявший ее в 1965-м в картине «Фальстаф» и Марко Феррери, у которого она снялась в ленте «Пчелиная матка» в 1963-м (за эту роль она получила приз Каннского кинофестиваля).

А Жан-Люк Годар – в 1966-м Марина Влади сыграла в его фильме «Две или три вещи, которые я знаю о ней», — обращался к ней в письмах «Мариночка» и долгие годы предпочитал не говорить о ней (по слухам, из-за того, что она отвергла его чувства). Кстати, в интервью, которое было опубликовано Le Figaro в честь 80-летия актрисы в четверг, 10 мая, она назвала «Фальстафа», «Пчелиную матку» и «Две или три вещи, которые я знаю о ней» самыми значимыми в своей фильмографии.

Фоторепортаж: Юбилей Марины Влади

Марина Влади, 1968 год

Марина Влади, урожденная Екатерина Марина Владимировна Полякова-Байдарова, родилась 10 мая 1938 года Клиши-ла-Гаренн неподалеку от Парижа. Она была младшей из четырех дочерей Владимира Полякова, оперного певца, оказавшегося добровольцем на фронтах Первой мировой в 1915-м и оставшегося во Франции, и Милицы Энвальд, балерины, бежавшей от большевистской революции в 1919-м.

Дочери артистичных родителей тоже выбрали профессии, связанные с искусством: сестры Марины Влади, Одиль Версуа и Элен Варнье – были актрисами, самая старшая из них, Ольга Варен была телережиссером.

Собственно, в профессию Марину привела одна из сестер – когда девочке было 11 лет, она сыграла вместе с ней в итальянской картине «Летняя гроза».

В конце 60-х сестры организовали трио Les Soeurs Poliakoff – «Сестры Поляковы» — они исполняли русские народные песни. Тогда же, с 1966-го по 1967 год, они вместе играли в «Трех сестрах» Чехова на сцене парижского театра Эберто.

Влади много снималась в итальянском кино, играла в драматических фильмах и картинах «новой волны», славу ей принесли комедии – во Франции ее считают комической актрисой, да и сама Марина говорит о себе, что она, прежде всего, актриса именно этого жанра.

Если было бы отдельное амплуа «русской», то и в нем французской актрисе не было равных – ее часто приглашали на роли девушек славянского происхождения. Итальянская «Степь» по повести Чехова, французская комедия «Твист снова в Москве», итальянская экранизация «Воскресения» Льва Толстого, немецкая картина «Следуй за мной» о судьбе чешских эмигрантов в Западной Германии. К этому списку можно было бы добавить «Преступление и наказание» 1956 года с Жаном Габеном и Робером Оссейном в главных ролях, но придется оговориться: персонажи этой вольной экранизации романа Достоевского – французы, а не русские.

С тех пор Марина Влади жила в пригороде Париже дачной жизнью – с лошадьми и собаками. Закончив активно сниматься, она стала больше писать. Еще в 1979-м в соавторстве с сестрами она написала рассказ «Бабушка», потом вышли сборник «Рассказы Милицы» (1989 год), книга воспоминаний «Владимир, или Прерванный полет» (1989), роман «Коллекционер из Венеции» (1990), эссе «От сердца к животу» (1996), роман «Мой вишневый сад» (2001), мемуары «24 фото в секунду» (2005), роман «На пляже, человек в черном» (2006).

А в 2015-м Марина Влади устроила аукцион, распродав вещи, оставшиеся у нее после кончины Высоцкого. Среди них были предметы, принадлежавшие другим ее мужьям и письма Жан-Люка Годара.

Тогда тот факт, что она решила выставить на торги посмертную маску Владимира Высоцкого и другие предметы, с которыми была связана память о нем, вызвала в России возмущение.

Однако приобрел их российский бизнесмен, поклонник поэта Андрей Гавриловский, создавший музей Высоцкого в Екатеринбурге. Свой поступок она объясняла тем, что хочет избавиться от прошлого и обратиться в будущее.

Сейчас Марина Влади живет в квартире неподалеку от центра Парижа, кормит собак и канареек и крайне редко дает интервью. В последний раз снялась в полнометражной картине в 2010-м году – это было малобюджетный фильм «Несколько часов передышки» о гомосексуальной паре из Ирана, вынужденной бежать в Европу.

Работала она бесплатно – денег на картину было очень мало. Но она была счастлива, хотя и жила в то время на пенсию, составлявшую 600 евро в месяц. «В кино роли для женщин моего возраста редки, и это настоящий подарок. Фильм снят с крошечным бюджетом, чудо, что он вообще состоялся. Он простой, чувственный, эмоции передаются больше взглядами, чем словами», — рассказывала она о картине, показанной потом на фестивале в Санденсе.

«В моей жизни было четыре мужа, много возлюбленных и трое сыновей. Я жила ради них, поэтому когда я пишу, это для них, потому что они рядом со мной, вместе со мной», — призналась она как-то. Что ж, возможно, говорить о ней как о жене и матери было бы не так уж и неправильно, и все же она остается актрисой, певицей, писательницей и одной из самых красивых женщин Франции.

Вдова Владимира Высоцкого Марина Влади — о своем муже, государстве и патриотизме. Интервью

В Екатеринбург приехала вдова Владимира Высоцкого, французская актриса Марина Влади. Znak.com поговорил с ней о творческом наследии ее мужа, ностальгии по СССР и о том, как современная культура искажает образ Высоцкого.

Марина Влади приходит в редакцию Znak.com за несколько часов до своего творческого вечера. Она нечасто выбирается в Россию. Ей 79 лет, и за плечами у нее утомительный ночной перелет из Парижа через Москву. Но она хорошо выглядит, элегантна, обаятельна и энергична. Она только что была в музее Владимира Высоцкого, который уже несколько лет работает в Екатеринбурге.

— При жизни Высоцкого Свердловск не был важным городом на его личной карте. Он бывал здесь, по-моему, дважды, но это просто был один из многих советских городов, где ему довелось побывать. А вот после его смерти Екатеринбург — во многом стараниями бизнесмена Андрея Гавриловского — стал важной точкой на карте памяти Владимира Высоцкого. Тут есть музей, памятник Высоцкому и вам…

— …который удивил меня. Когда я впервые встала перед ним, мне стало немножко неловко. Стало страшновато, что меня увековечили, как будто я уже умерла!

— Тут есть теперь и целый небоскреб, который называется «Высоцкий», проводятся концерты музыки Высоцкого. Какое впечатление у вас от этого всего?

— Это прекрасно… Но в первую очередь я должна сказать, что сердце болит: это очень тяжело. Тяжело нырять в прошлое, в прошлую жизнь, в эту замечательную и драматическую историю. Мы жили 12 лет вместе. Это мало!.. Сегодня, в моем возрасте, мне кажется, что умереть в 42 года — это просто скандал. Сегодня в музее меня потрясло. Я даже не хотела идти сюда к вам, потому что очень утомилась. Но это хорошая эмоция. Это не только печаль. Музей очень хороший, удивительный. Вы же были там, видели эти новые экспонаты, все эти записочки?

— Многие из них хранились раньше у вас.

— Я отдала многие вещи, многие купили на аукционе. Самое главное — это последнее стихотворение. Я написала, что я очень рада, что оно осталась на русской земле, а не где-то во Франции или Америке, потому что его хотели купить другие люди.

— Насколько внимательно вы сегодня следите за публикациями о Высоцком?

— Не слежу. Мне часто посылают по email какие-то куски, но я их больше не смотрю, это меня бесит.

— Почему?

— Отвратительные люди говорят неправду. Врут. Пытаются получить славу, потому что они были знакомы с Высоцким или недолго знали его. Это очень неприятно. Я не смотрю, я игнорирую. Так легче жить.

— Я слышал, что последний фильм вам тоже не понравился.

— Не только не понравился. Я считаю, что этот фильм — очень нехорошая акция.

— Ощущаете ли вы изменение отношения к Высоцкому спустя десятилетия после его смерти? Ваша книга «Владимир, прерванный полет» вышла в 1987 году. Тогда память о Высоцком была еще очень жива. С тех пор прошли десятилетия, но его песни звучат и сегодня, любовь к нему, кажется, не становится меньше. Можно ли сказать, что творчество Высоцкого прошло проверку временем, стало классикой?

— Этому есть несколько причин. Прежде всего он — большой поэт, и теперь многие с этим согласны. Но он еще и певец, и трагический актер (один из лучших в мире — вспомните «Гамлета»), он и актер кино. Его образ не умирает. Если бы он был только поэтом и не пел, возможно, его мало бы кто помнил. Кто-нибудь, наверное, читал бы его стихи…

— Но расходился-то он в магнитофонных записях.

— Да, это было невероятно! Он пел песню, а через неделю публика в Сибири пела с ним. Он мне рассказывал об этом…

У него были разные лица: актер, трагик, киношник, композитор. Последнее тоже важно: мало говорят, какой он прекрасный мелодист. Это незабываемый человек. А для меня — тем более, я не могу его забыть как мужчину, как человека… человеческое существо.

— Вы писали, что в последние годы он стал больше задумываться о работе в прозе. Может быть, он делился с вами какими-то замыслами?

— Я не знаю, был ли какой-то сюжет, над которым он уже начал работать. Я знаю, что мысли об этом у него были. Точно знаю, что он хотел бросать поэзию, потому что она изматывала его. Он начал писать прозу, и ему казалось, что это больше подходит к его возрасту, к моменту его жизни. Он сильно утомлялся, когда писал стихи ночью, днем репетировал, а вечером играл Гамлета. Это была такая жизнь… Те люди, которые показали в кино, что он только пил и кололся, — они суки. Он работал как никто. Он оставил 800 стихотворений, как он мог их написать, если бы он все время пил? Это неправда. Он много работал. И да, он хотел пойти к прозе, потому что это более спокойная жизнь. Он хотел переехать ко мне домой, он сказал об этом: я приеду и буду писать, мне нужно успокоиться. Я переделала свой старый дом во Франции, все покрасила… Но, к сожалению, он умер, дом остался пустым.

— У вас есть уникальный опыт жизни в СССР и в то же время, как тогда говорили, — в «капиталистических странах». Понятно, что в Советском Союзе вы часто испытывали бытовые трудности. Но, как можно понять из ваших воспоминаний, и Высоцкому, и вам нравилось, что советские люди не так увлечены деньгами, как западные.

— Прежде всего, ни у кого не было денег.

— А если и были, ты не мог на них ничего купить.

— Это другая проблема: в магазинах ничего не было. Но важно, что в СССР не было власти денег. Тогда власть была только политической, полицейской (и это его погубило).

Мы жили в Москве, и, конечно, жизнь там сильно отличалась от жизни в других городах. Я мало видела жизнь в провинции. Но наша среда — художники, интеллектуалы — жили очень насыщенной жизнью. Интеллектуальная жизнь была буйной, и я не встречала такого в других местах. Не знаю, существует ли это сейчас в России?

— Я как раз хотел спросить. Не знаю, насколько внимательно или невнимательно вы следите за происходящим в России, но как вам кажется: насколько удачные изменения произошли со страной? Как социалистический опыт наложился на капиталистическую реальность?

— Мне сложно про это говорить, потому что я не живу здесь. Но издалека мне не очень нравится. Но это лишь издалека, поэтому — не буду про это говорить.

— В российском обществе сейчас есть ностальгия по СССР. Часто она распространяется среди людей моего возраста, которые толком и не жили в Советском Союзе. Вы рассказывали, как вам, актрисе с мировым именем, и Высоцкому, самому известному человеку страны, подчас трудно было купить колбасу. Как вам кажется, есть тут о чем ностальгировать?

— (Смеется). Но нам помогали. Как-то на улице к нам подошел человек, у которого был батон мяса в бумажке, и он подарил его нам как цветы.

Думаю, молодые люди теперь мечтают о империи, о силе империи. Это не очень интересно, на мой взгляд.

— Вам и Высоцкому в какие-то моменты приходилось идти на компромиссы с властью. Например, чтобы добиться разрешения на выезд для него. 

— Дорогой мой, но он же был невыездной. Я шесть лет бегала по послам, министрам, чтобы получить квартиру, эту проклятую визу. Это была такая борьба! И в конце концов мне ее дали, но для этого из Парижа звонили Брежневу… Его не пускали, хотя он был мужем француженки и имел право спокойно приезжать во Францию.

— А ваша совместная с Брежневым фотография помогала открывать вам многие двери.

— Конечно. Но я же была вице-президентом общества «СССР — Франция», а еще членом Французской коммунистической партии. Была очень недолго, но этого хватало, чтобы меня принимали лучше.

— Сейчас в России много спорят по поводу того, насколько плотно художник может сотрудничать с государством. Как вам кажется, есть тут грань, которую не следует переступать?

— Это такая проблема, об этом можно спорить часами. Большой вопрос: до какой степени можно продавать свою душу? Володя не продавал свою душу. Хотя иногда он давал концерты, где были сотрудники КГБ. Они тоже его любили и спасали, о чем я тоже писала…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *