Смысл Великого поста. Как поститься в первый раз и начать новую жизнь с понедельника

Смысл Великого поста. Как поститься в первый раз и начать новую жизнь с понедельника
Наступление Великого поста у многих людей — не только далёких от Церкви, но и вполне православных, — ассоциируется чуть ли не с ужасом: почти два месяца нельзя есть мясные и молочные продукты, развлекаться, веселиться. Смысл поста, по их мнению, состоит исключительно в накладывании на себя всевозможных ограничений — прежде всего, гастрономических. Откуда такое специфическое представление о посте? Попробуем разобраться.

Люди, заинтересовавшиеся Православием, едва ли не в первую очередь узнают о многодневных постах. Говеть в определённые дни и даже месяцы — первый и, пожалуй, самый простой способ показать и себе, и окружающим принадлежность к Церкви. Тем более, разнообразных постных продуктов продаётся сейчас немало, в большинстве ресторанов и кафе (в том числе и в столовых МГУ) есть постные меню. Кстати, у многих стремление к самоограничению в пище вызвано желанием похудеть. Однако практика показывает, что если человек воспринимает пост как некую диету, то он, как правило, не сбрасывает лишние килограммы, а даже, наоборот, полнеет.

Человек, не так давно начавший церковную жизнь, желает своим постом как бы самоутвердиться, то есть берёт от святой четыредесятницы лишь своё, малое, а то, что Бог может дать ему, Его, великое, в итоге не берёт. Ведь пост — это дар, подаренное нам апостолами время, когда можно коснуться образа той свободной духовной жизни, о которой говорит апостол Павел: «Живём ли — для Господа живём, умираем, для Господа умираем» (Рим. 14:7-8). Ведь и Сам Христос, говоря о посте, сказал: «…когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне…» (Мф. 6:17). И именно слова о радости семи постных недель христиане слышат на последней перед Великим постом воскресной Литургии.

Но далеко не каждый потенциальный постник может чётко сформулировать главную цель говения, понять и принять тот факт, что пост — не цель, а средство, средство очищения, прежде всего, не чрева, а души. Нет никакой духовной пользы человеку, когда он, трясясь от гнева, проклинает ближних, а в продовольственном магазине придирчиво разглядывает этикетки продуктов: нет ли там случайно недозволенных ингредиентов?

Главная цель поста, по словам святителя Иоанна Златоуста, — обуздать языки, отложить гнев и укротить плоть, то есть то, что формулируется известной современной рекомендацией «не ешьте людей».

Вот пример из личной практики. Лет десять назад, незадолго до наступления Великого поста, я перенёс достаточно сложную полостную операцию, и врачи прописали мне длительную мясо-молочную диету. Попробовал поститься — последствия операции давали о себе знать. Пошёл за советом к священнику Иоанну Лапидусу, который служил тогда в Татьянинском храме. Он внимательно выслушал меня и сказал:

— Твой пост, пока ты после операции, пусть будет на неосуждение. Ешь всё, что прописали врачи, но никого не осуждай.

Через неделю я пришёл к отцу Иоанну просить снять с меня это благословение и разрешить поститься традиционным образом: никого не осуждать оказалось гораздо сложнее, чем лишать себя творожка и паровых котлеток. Однако священник был непреклонен. Хорошо помню: тот Великий пост оказался самым сложным, но в то же время, возможно, и самым душеполезным в моей жизни.

Но если человек здоров, полон физических и духовных сил, он вполне может не просто соблюдать гастрономические предписания православного календаря, но и получать от Великого поста большую радость. Нет, это не оксюморон: радость от поста. И вот почему. Каждый из нас наверняка недоволен собой: переживает о собственной лени, откладывает на завтра массу малоприятных или сложных дел, в сотый или даже тысячный раз обещает себе с понедельника начать новую жизнь. Но, как правило, если подгонять человека некому, то все эти планы и проекты так и остаются мечтами. И Великий пост здесь вполне может сыграть роль подгоняющего: ведь мы знаем, что он не сводится лишь к самоограничению в пище. Тем более, поститься сложно, как правило, в первую неделю, а потом к изменениям в меню привыкаешь, и, разговевшись на пасхальной трапезе, часто думаешь: скорее бы снова пост!

Чем больше мы станем работать над собой, обуздывая язык и плоть, тем быстрее изменимся к лучшему, тем совершеннее будет наша радость от того, что, наконец-то, мы смогли сбросить с плеч груз наших собственных проблем и дел, не дававших нам покоя. И с этой лёгкостью в душе, с сердцем, очищенным от всего лишнего и ненужного, с чревом, свободным от тяжёлой пищи, мы радостно встретим Светлое Христово Воскресение.

– Отец Алексий, вот, человек только начал ходить в храм. Сразу ли ему предлагают начать поститься? Если нет, то в какой момент будет предложено соблюдать пост?

Священник Алексий Чумаков

– В нашем приходе, как и большинстве приходов русского зарубежья, встречаются самые разные люди – разные по развитию, культурному уровню, образованию, с очень разными личными судьбами. Некоторые из них обращаются ко Христу и приходят в православный храм, другие сначала приходят в православный храм, и стоит задача помочь им в приобщении ко Христу. При таком разнообразии вряд ли возможен единый подход и единые требования.

Пост не является самоцелью. Это важное, но вспомогательное средство в начале христианской жизни, поэтому для каждого, начавшего ходить в храм, требуется рассуждение. Кто-то может начать поститься строго и сразу, с пониманием того, почему это надо, а для кого-то это будет вредно, пустит его по пути фарисейства и обрядоверия. Но, в любом случае, о посте они узнают от меня довольно рано, как только заходит речь о христианской жизни и какие обязанности она на нас накладывает. Другое дело, что я могу посоветовать “входить” в нее по мере сил, чтобы не сорваться.

– Как вы объясняете новоначальным смысл поста?

– Мое объяснение зависит от того, кто передо мной. Соблюдение поста, дисциплина самоограничения имеет множество сторон: тут и послушание Церкви, и развитие навыка самоконтроля, и сбережение средств для милостыни, и много других.

Мне представляется очень важным, чтобы верующий приступил к посту с сознанием того, почему и ради чего он это делает, откуда такой обычай, что в нем хорошего. Люди имеют разные способности и потребности. Кому-то достаточно знать, что это полезно для молитвы, кому-то важнее аспект послушания. Кому-то можно рассказать, что пост – это приготовление к празднику, Пиру, когда полезно обратить пристальное внимание на себя и свою жизнь, взять бразды правления в свои руки и “убрать свой дом” – ограничить беспорядочную жизнь, расставить в ней всё по своим местам (в зависимости от важности), кое-что выкинуть вон, оглядеться по сторонам и установить или восстановить мир и братские отношения с ближними.

Я никогда не учу “посту ради поста”.

– Если человек впервые решил соблюдать пост, то какой вариант ему будет предложен?

– Зависит от человека. Некоторым легче начать сразу со строгого поста, на волне неофитского горения. Другим надо начать более плавно, притом, что они должны знать, что представляет из себя пост совершенный. Нет одного на всех рецепта.

– Новичку будет предложено соблюдать все посты или только большие?

– Я неплохо знаю историю развития дисциплины постов и их появления в нашей церковной практике, и соответственно, при плавном вхождении в режим соблюдения постов вначале идет Великий Пост, особенно первая неделя и Страстная, а также среды и пятницы во весь год, потом Успенский и последняя неделя Рождественского, потом Апостольский и Филиппов в полной мере.

– Есть ли в вашей практике какие-то уровни, градации поста для людей с разными условиями жизни? Как постятся люди, занятые физическим трудом? Офисные работники?

– Да, конечно. Пост не самоцель, и его устав есть устав монастырский. В современных, материально благополучных условиях жизни на Западе не представляет сложности соблюдать букву поста и при этом “нормально питаться”, даже более здоровым образом. Так что офисные работники никак не страдают, они всегда могут выбирать себе блюда.

А вот при жизни в семье, особенно, если кто-то из родных верующий, а кто-то – нет, проблемы возникают: кто-то не ест приготовленного для всех, а отдельно готовить неудобно. Опять-таки, надо подходить к посту в таких условиях с рассуждением, чтобы иной раз не нарушить мира в семье ради диеты, а другой раз бывает полезно настоять.

– Что предлагается тем, кто не может соблюдать пост по состоянию здоровья, а также беременным и кормящим?

– Болезнь вменяется в пост, и для больных, беременных и кормящих не будет грехом разрешение поста. Обычно они просят, для очистки совести, благословения у священника.

– С какого возраста начинают соблюдать пост дети? Как они постятся?

– В идеале, с детства и вместе с родителями (если питаются вместе). В иных случаях – в зависимости от того, кто их кормит, и от их практики поста.

Дети, как правило, любят рутину и ритуал, и если им объяснить, почему мы постимся, они обычно следуют этим правилам. Возраст начала поста в идеале тот же, что и возраст начала исповеди – примерно в 7 лет, но зависит от степени самосознания ребенка, которое формируется разными темпами.

– Расскажите, как определить свою меру поста в еде? Как понять, что взял на себя слишком много?

– Если мешает работе, молитве, если мысли все вокруг еды.

– Как сосредоточиться в пост на главном, а не думать все время про еду?

– Если мы думаем все время о еде, то вряд ли есть смысл в таком посте. Надо заниматься своими делами, и на их добросовестном исполнении сосредоточить свое внимание, а также максимально упростить процесс “пощения”: заранее приготовить себе еду, установить время питания и больше не возвращаться к этому вопросу.

Лично я в постные дни ничего не ем до вечера (заката солнца), и это мне проще, чем есть что-то постное на завтрак и обед. А другие люди имеют другой склад. Вообще, не принято интересоваться, кто как постится – это сугубо личное дело каждого христианина.

– Как понять, была ли польза от поста или нет?

– Надо подумать, сумели ли мы что-то в своей жизни повернуть к лучшему, есть ли какие-то плоды всей этой деятельности? Если ничего, кроме раздражения, мыслей о еде и желания побыстрее окончить пост не получилось, значит, это был опыт отрицательный. Но все равно опыт, в следующий раз постараемся лучше.

Матушка Наталья Николаевна Соколова, дочка известного духовного писателя Н.Е. Пестова. Стала женой священника сразу после окончания Строгановки и посвятила всю свою жизнь возрождению православия. Ее сыновья – протоиерей Николай Соколов и покойные епископ Сергий и протоиерей Феодор явили собой пример жизни настоящих христиан и пастырей.

Спаситель наш сказал: “Если ты принесёшь дар твой к жертвеннику, а там вспомнишь, что брат твой имеет что-либо против тебя, то оставь дар твой перед жертвенником и пойди прежде примирись с братом своим и принеси дар твой”.

Какой дар может принести каждый из нас? Придти к Богу с горячим желанием, побыть с Ним! Встав перед образами, в храме или в доме, или среди природы, но главное — один на один с Богом. Открыть Ему свои желания, заботы, свои страдания, свою душу. Господь и без твоих слов знает обо всём, но Он тебя любит и ждёт твоего к Нему обращения. Он за каждого из нас принял страшные муки на кресте.

И вот приближаются дни, в которые Господь прощается с друзьями, с Матерью, с учениками, с теми, кто говорит: “Пойдём за Ним, умрём с Ним”.

Спаситель глубоко страдал, видя испорченность народа, который от него отворачивался, не искал Небесного Царства, а ждал лишь земных благ. И чтобы избавить людей от власти греха, Господь добровольно шёл на страшные муки: бичевание, терновый венец, распятие на Кресте.

А мы, вспоминая эти дни, чем окажем, своё сострадание Господу? Да только тем, что постараемся исполнить Его заповеди Любви к ближним: “Что сделаете одному человеку — то сделаете Мне”. Поэтому нам надо, прежде всего, проявить свою любовь к ближнему. Особенно к тому, пред кем чувствуем себя виновным. Это бывает трудно — подойти со смирением и попросить прощения. Но в этом первый твой подвиг — сломить свою гордость! Помни слова Святого Писания: “Бог гордыни противится, а смиренным даёт благодать”. Для соискания этой благодати установлен обычай в Православной церкви: просить пред Великим постом друг у друга прощения.

В день, когда совершается чин прощения, в храмах поются песнопения Страстной недели, напоминания всем, к каким великим дням мы готовим свою душу. В те часы земля колебалась, померкло солнце, мёртвые выходили из гробов, чтобы упрекнуть людей в их злодеянии, в распятии Того, Кто их любил до смерти.

Докажем же, дорогие мои, своими поступками, своим поведением, что мы любим Иисуса Христа и вместе с разбойником взываем к Нему: “Помяни нас, Господи, во Царствии Твоём”.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *