Марат Башаров и «Движение вверх»

Актер Марат Башаров, сыгравший в фильме «Движение вверх» спортивного функционера Геннадия Терещенко, не согласен с критическими высказываниями вдов спортсменов (прототипов главных героев фильма) Владимира Кондрашина и Александра Белова. По его мнению, критика не имеет под собой оснований.

Ранее некоторые СМИ писали о недовольстве вдов баскетболистов некоторыми деталями фильма, которые, на их взгляд, не соответствуют действительности.

Создатели фильма, актеры и участники легендарного матча — о правде, вымысле, памяти и гордости

«Что касается критики, мы снимали не документальное кино, а художественное, — отметил он. — Во-вторых, фильм имеет огромный успех, но всегда везде должны быть несогласные люди и люди, которые недовольны, которым не нравится картина. Нельзя сделать идеальный продукт для всех, не бывает такого, чтобы всем нравилось».

«В данной ситуации всей стране, всему миру нравится, а вот женам главных героев не нравится. Так и хорошо, пусть это будут именно те люди, которым это не нравится. Будучи мальчишом-плохишом до конца, я добавлю, что на их месте я бы радовался, что в картине не показали все по-настоящему», — заключил Башаров.

Картина «Движение вверх» рассказывает о матче между сборными СССР и США в финале баскетбольного турнира XX летних Олимпийских игр 1972 года, которые проходили в Мюнхене. В фильме режиссера Антона Мегердичева снимались Владимир Машков, Андрей Смоляков, Сергей Гармаш, Марат Башаров, Виктория Толстоганова, Иван Колесников, Кирилл Зайцев, Жильвинас Тратас и другие. На роль тренера американской сборной Хэнка Айбы пригласили Джона Сэвиджа, американского актера, многократного номинанта на «Оскар».

Спортивная драма, вышедшая в прокат 28 декабря, стала самой кассовой картиной в истории российского кинопроката. 13 января она собрала в прокате 1,693 млрд рублей, опередив предыдущего лидера, фильм «Последний богатырь», получившего 1,672 млрд рублей. Общие сборы картины составляют 2,3 млрд рублей, фильм посмотрели в кинотеатрах около 7 млн зрителей.

О ФИЛЬМЕ «ДВИЖЕНИЕ ВВЕРХ»

Есть победы, которые меняют ход истории. Победы духа, победы страны, победы всего мира. Таким триумфом стали легендарные «три секунды» — выигрыш сборной СССР по баскетболу на роковой мюнхенской Олимпиаде 1972г. Впервые за 36 лет была повержена «непобедимая» команда США. Никто даже помыслить не мог о том, что это возможно – обыграть великолепных непогрешимых американцев на Олимпийских играх! Никто, кроме советских баскетболистов (русских и грузин, украинцев и казахов, белорусов и литовцев).

Когда проигрыш означал поражение страны, когда нужно было выходить и бороться в раскаленной обстановке из-за произошедшего теракта, великий тренер сборной СССР был готов на все, лишь бы помочь своим подопечным разбить американский миф о непотопляемой команде мечты. Ведь он знал, что создал самую сильную сборную на планете, и в начале заставил поверить в это своих игроков, а затем весь мир.

В 1970 году советские спортивные чиновники увольняют прежнего тренера мужской сборной по баскетболу и берут на его место тренера «Спартака» Владимира Гаранжина (Владимир Машков), известного тактическим мастерством и трудным характером. Сколотив новую команду и проверив ее в деле, Гаранжин на международной пресс-конференции неожиданно объявляет, что планирует обыграть американцев на Олимпиаде 1972 года. Журналисты смеются ему в лицо, так как американцы не проиграли ни одного баскетбольного матча за всю историю игр. Советские игроки и чиновники тоже не верят, что их сборной по силам сломить команду страны, где баскетбольные кольца висят в каждой подворотне. Но у Гаранжина есть стратегия, и он ее придерживается, хотя со всех сторон на него и на его парней валятся напасти – медицинские, политические, криминальные.

Кадр из фильма «Движение вверх»

Кадр из фильма «Движение вверх»

В нашей стране выходит так мало удачных лент, что трудно вспомнить блокбастеры, которые бы шли по стопам предшествующих успешных картин. В Голливуде это обычное дело, а у нас – экзотика. Поэтому приятно было увидеть в кино «Движение вверх», которое снято благодаря успеху хита 2013 года «Легенда № 17», воспевшего хоккеиста Валерия Харламова и победу его сборной над канадцами. Как и «Легенда», «Движение вверх» создана на студии Никиты Михалкова «ТриТэ», и она тоже с драматичным напором напоминает о восхитительном достижении советских спортсменов.

Правда, на сей раз в центре повествования не великий чемпион, а великий тренер и его команда. Картина начинается с бурного обсуждения кандидатуры Гаранжина (экранный псевдоним – в реальности тренера звали Владимир Кондрашин) на коллегии Госкомспорта, и дальше она показывает, как мэтр ведет своих парней к олимпийскому триумфу, преодолевая одно препятствие за другим.

Кадр из фильма «Движение вверх»

Кадр из фильма «Движение вверх»

Вопреки имиджу «Красной машины», баскетболисты оказываются строптивыми и проблемными подчиненными. Они не ладят друг с другом, попадают на карандаш к КГБ, безответственно ведут себя за границей, ложатся в больницы, ставят личные дела выше государственных… Один из героев даже пытается сбежать на Запад. У Гаранжина же проблемы дома – ему нужно найти деньги и получить разрешение на операцию для сына-колясочника, которого могут поставить на ноги только на Западе.

Кадр из фильма «Движение вверх»

Кадр из фильма «Движение вверх»

Все это подается отчасти трагически, отчасти комически, в типичном для блокбастеров разноплановом стиле. В фильме находится место и для мелодраматичных переживаний, и для грузинского юмора, и для антисоветских и просоветских разговоров в раздевалке, и даже для задорного уличного матча с чернокожими «гопниками». Колоритные актеры, представляющие разные народы, не дают запутаться в многочисленных персонажах, и к тому времени, когда начинается финальная схватка с американцами, мы знаем главных героев как облупленных и болеем за них как за родных. Мы видим, какой большой духовный, жизненный и спортивный путь они прошли за два года, и мы чувствуем, что они заслужили победу.

Кадр из фильма «Движение вверх»

Кадр из фильма «Движение вверх»

Как честно признают авторы фильма, за что им большое спасибо, они сгустили краски и придумали некоторые затруднения, которых на самом деле не было. Но откровенного вымысла в «Движении вверх» немного, и реальный путь спортсменов к финальному матчу в самом деле был нелегким. Так что поставить в упрек сценаристам нечего. Они действовали так, как положено действовать авторам байопиков, – рассказали подлинную историю и добавили драматизма, чтобы публике проще было прочувствовать переживания персонажей.

Главное, однако, в фильме начинается, когда на табло загорается «0:0». Матч с американцами за золотую медаль в 1972 году длился 40 минут чистого времени, и это позволило показать его почти целиком, без обычной для спортивных лент демонстрации лишь ключевых моментов. Поэтому в кадр попали не только эффектные попадания в корзину, но и, например, постоянные тактические перестановки, превратившие матч в шахматную партию между великими тренерами. Хотя Гаранжин и его визави Генри Айба на площадку не выходят, они бьются вместе со своими парнями, подбирая ответы на стратегию противника. Придумано и снято это так, что мы не просто наслаждаемся мастерским баскетболом, а и понимаем замыслы и контрзамыслы мэтров. Трудно вспомнить другое спортивное кино, где продолжительный матч был бы показан столь полно и столь внятно.

Кадр из фильма «Движение вверх»

Кадр из фильма «Движение вверх»

Баскетбольные сцены фильма снимали шесть камер и шесть операторских групп. Среди них была подвешенная под потолком на тросах камера-паук, аналогичная тем, которые используются на съемках реальных матчей

Осмысленность баскетбола в «Движении вверх» соседствует с его красотой и мощью. Планировавшие финальный матч спортивные консультанты намеренно использовали в нем все современные баскетбольные трюки, включая те, которые в 1972 году не применялись или запрещались. Они стремились не воссоздать в точности реальный матч, а помочь зрителям фильма ощутить то, что чувствовали зрители у телеэкранов 45 лет назад. Тогда публика видела блистательный и зрелищный баскетбол, и то же самое показано в «Движении вверх» – на нынешнем техническом уровне. Смотрится это превосходно, и свою художественную задачу такой баскетбол выполняет. Ну, а пуристам можно лишь порекомендовать подлинную запись олимпийского матча, которую нетрудно найти на просторах Сети.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *